101 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отличить антиквариат от обычного хлама: 5 способов, которые знают специалисты

Вещи, возраст которых старше 50 лет. В других странах, например, в США, эти рамки строже: там антиквариатом считаются предметы, созданные до 1830 года.

Определяющей характеристикой служит уникальность. Чем меньше экземпляров такой вещи представлено на рынке, тем большую ценность она имеет. Кроме того, учитывается значение и материалы. Позолота, инкрустация драгоценными камнями и декор, отражающий вкусы и модные веяния определенной эпохи, делают вещь антикварной.

Уникальные вещи возрастом от 15 до 50 лет называют винтажом. Они тоже имеют ценность. Такую вещь лучше приберечь до лучших времен, через несколько десятков лет она тоже станет антиквариатом.

Предлагаем пять способов, которые помогут разобрать, где антиквариат, а где обычный аксессуар.

По каким критериям оценивают антикварную мебель?

Антикварной считается мебель возрастом не менее 100 лет, имеющая художественную, культурную, историческую и материальную ценность. При оценке эксперты учитывают следующие параметры:

  1. Состояние, сохранность предмета.

Для мебели это один из главных критериев. Поскольку ею активно пользуются, она редко доходит до наших дней в идеальном состоянии. Чаще всего страдают ножки, столешницы, изнашиваются пружины, обивка, ломается фурнитура. Предметы, сумевшие сохранить в себе все подлинные элементы, ценятся особенно дорого.

  1. Возраст, страна изготовления.

Самой дорогой считается французская мебель XVI–XVII веков, но ее практически не встретить на антикварном рынке. Далее идет европейская мебель XVIII–XIX веков в хорошем состоянии; большим спросом пользуются предметы японского мебельного искусства этого периода. И, конечно же, наибольшую ценность для коллекционеров и любителей искусства представляют предметы русского мебельного искусства XVIII – начала XX века. Стоимость мебели возрастает, если ее изготовил всемирно известный мастер-краснодеревщик или знаменитая мебельная фабрика.

  1. Исторический период изготовления, стиль.

Ценятся предметы обстановки, стиль которых отражает историческую эпоху. В первую очередь это барокко, рококо, классицизм и плеяда неостилей. Из стилей прошлого века бо́льшим спросом пользуются модерн, ар-деко и сталинский ампир. Если отсутствует клеймо производителя, по конструктивным и стилистическим особенностям можно определить, когда и где была изготовлена мебель.

Комплект стульев и кресел конца XIX века в стиле ренессанс имеет оценочную стоимость 600 тыс. рублей

  1. Технология изготовления, материалы.

Эталоном дореволюционного мебельного искусства считаются изящные предметы ручной работы, изготовленные из ценных пород древесины: палисандра, махагони (красного дерева), дуба, ореха, бука, дикой вишни.

Итальянский ореховый столик последней четверти XIX века с наборной столешницей, выполненной в технике флорентийской мозаики

  1. Отделка.

Значительно повышает цену мебели декоративная отделка – художественная резьба, инкрустация, мозаика, травленое стекло, золочение, сюжетная роспись, украшение драгоценными камнями, обивка из дорогих тканей ручной выделки. Зачастую именно декор помогает определить почерк того или иного мастера.

  1. Полнота комплекта.

Это еще один критерий, влияющий на ценообразование. Так, два стула и два кресла из одного гарнитура будут стоить дороже, чем четыре предмета того же стиля и периода, но из разных комплектов.

Столовый гарнитур конца XIX века. Изготовлен в Германии. Оценен экспертами «АртЛот 24» в 2,5 млн рублей

  1. Внешний вид (наличие утрат, сколов, потертостей) и необходимость реставрации.

С одной стороны, чем сильнее предмет нуждается в восстановлении, тем дешевле он стоит. С другой стороны, если мебель уже когда-то реставрировалась и следы непрофессиональных вмешательств заметны, то она будет стоить дешевле аналогичного изделия, нетронутого реставраторами.

  1. Коллекционный спрос.

Бывает, что вещь невероятной красоты почему-то не покупают, а невзрачная тумбочка или ветхий стул неожиданно вызывает огромный интерес. Все зависит от коллекционного спроса. При оценке его тоже учитывают, ориентируясь на статистику аукционных продаж. Наличие 7–10 сделок по реализации предмета аналогичного уровня позволяет достаточно точно определить его стоимость.

Хотя антикварная мебель имеет прикладной характер, ее функциональность практически не влияет на оценочную стоимость: эксперт смотрит на нее в первую очередь как на предмет искусства, а удобство использования отходит на второй план.

Фарфор

Первое, что нужно сделать с фарфором, который вам кажется антикварным, — внимательно осмотреть клеймо, отпечатанное на нём (если клейма нет, то определиться с ценностью вещи сложнее, но такая вещь тоже может представлять интерес). Далее стоит обратить внимание на декорирование предмета. Белый фарфор — обычно самый дешёвый. Если же на предмете есть рисунок, то нужно определить, какого он вида: если это деколь (переводная картинка), то вещь не очень дорога, если деколь с прорисовкой — дороже, если это живопись (краска, мазки), то, скорее всего, вещь представляет большую ценность. Очень дорого стоит агитационный фарфор — со всякими советскими лозунгами. Важно ничего не выкидывать, даже если на предметах есть сколы. Особенно если это фарфоровый чайный сервиз — такие вещи более ценны в полных наборах.

Так как вы можете понять, что перед вами действительно антиквариат?

  • Речь идет о тех предметах, которые могли быть позволены только богатыми людьми. Например, золотые табакерки.
  • Функциональные вещи. Такие предметы, как хрустальная посуда, фарфоровые блюда и чайные наборы раньше выпускали в достаточном количестве, потому что они ломкие. Но до наших дней дожило не так много антиквариата.
  • Редкий или необычный цвет или дизайн для определенного типа антиквариата. Многие предметы из выдувного стекла производились в начале XIX века. Креповые кувшины сапфирового цвета этой эпохи встречаются редко. Еще один из распространенных цветов, но крайне редких, – желто-оранжевый, напоминающий бутоны бархатцев. Если вы встретили предметы красных оттенков, то они чаще всего являлись коллекционными.
  • Необычный предмет или стиль для конкретного художника или производителя. Компания Tiffany сделала несколько ламп, абажуры которых содержали образы цветов глицинии. Сама же лампа содержала сотни кусков маленького стекла, поэтому процесс создания этого предмета был чрезвычайно трудоемким. Сегодня эта вещь встречается гораздо реже, чем другие произведения Tiffany с мотивами мака и нарциссов.
  • Необычный размер или форма. Эти антикварные вещи сформированы необычным образом. Некоторые примеры раритетов: серебряные ложки или другие столовые приборы со специализированным назначением, такие как ложки для фарша индейки, гуся или даже для извлечения костного мозга.

Реальная стоимость

Поищите, сколько стоит аналогичная мебель в объявлениях в интернете, в мебельных магазинах. Установите цену от 15 до 40 процентов от магазинной стоимости идентичной, но новой мебели.

Б/у мебель нереально сбыть даже по цене новой бюджетной мебели. Потому, что для покупателя это бессмысленно. Исключение – антикварная и старинная мебель. Цена зависит от времени ее создания.

Антикварная мебель характеризуется использованием качественной древесины и железной оковки между элементами. Применение резьбы, создавало на поверхности интересные элементы декора.

Процесс оценки антикварной мебели состоит из:

  • процесса атрибуции, при котором определяется место и время создания бытовых предметов, направление, стиль, авторство
  • определяют рыночные расценки на мебель на момент реализации

Старинной считают мебель, изготовленную более века назад, которая испытала исторические события. Поэтому ее ценят частные коллекционеры и владельцы антикварных магазинов. Стоимость старинной мебели выше, чем у старой.

Старинная мебель изготавливалась из карельской березы, красного дерева, ореха, или дуба. Особое внимание уделяли оформлению комодов и тумбочек. Творческим людям симпатизирую такие предметы. С их помощью можно воссоздать интерьер былых времен.

Взгляд со стороны

Устанавливая стоимость, продавец не может оценить подержанную вещь адекватно. Она может показаться ему лучше, чем в действительности.

Спросите у друзей, согласны ли они с вашей «ценовой политикой». Если нет, пересмотрите запрашиваемую вами стоимость.

Помочь с оценкой и продажей могут онлайн оценщики. Они распознают по фотографии, является ли предмет старинной, антикварной вещью или нет.

Есть варианты выкупа у вас этой вещи и совета по его реставрации. Услуги по оценке обычно являются бесплатными.

Вот несколько сайтов-помощников для объективной оценки состояния мебели:

Поделитесь статьей с друзьями. Возможно, им пригодится информация об оценке подержанной мебели. Или советы по подготовке к продаже…

Добавляйте наш сайт в закладки (комбинация клавиш Ctrl + D на клавиатуре), чтобы не потерять.

Антикварная мебель

В последнее время на пике популярности дизайн интерьера в стиле винтаж и оформление квартиры изделиями «под старину». Ввиду появления на мебельном рынке огромного количества искусственно состаренных изделий, начинающим коллекционерам становится непросто отличить настоящие антикварные шедевры от искусственно состаренных.

Оценка мебельного антиквариата проходит по нескольким критериям:

  • фирма-производитель;
  • сохранность;
  • использованные материалы;
  • некоторые особенности мебельного дела, которые устарели со временем.

В качестве примеров можно привести способ крепления — если сейчас для соединения деталей мебели используются, в основном, металлические гвозди, шурупы, винты, то в прошлом их функцию выполняли деревянные аналоги или специально вырезанные пазы, за которые детали предмета цеплялись, как части одной мозаики.

Вполне естественно, что на старинной мебели находятся царапины, потертости, сколы. У оригинальных предметов интерьера дефекты никогда не будут выглядеть «идеально» — абсолютно ровных царапин просто не бывает. Типичные места появления дефектов при исправной эксплуатации — поверхность стола, низ ножек, задняя сторона спинок.

Обратите также внимание на ткани, которыми обивали ранее диваны, кресла и стулья — использование осовремененных мотивов на них исключено.

Часто дорогие сорта дерева в подделках заменяют более дешевыми аналогами — тщательная оценка антиквариата поможет выявить этот обман. К примеру, вместо черного дерева часто используют грушевое или яблоневое, палисандр подменяют ореховыми и дубовыми заготовками. Еще хуже, когда вместо деревянных панелей мошенники используют обыкновенные ДСП.

Начинающему антиквару, как правило, оценка качества дерева и его возраста дается с трудом, поэтому в идеале у вас должны иметься небольшие брусочки — примеры ценных пород, при сопоставлении которых вы сможете раскрыть обман.

Что такое антиквариат?

Есть забавное шутливое изречение: «То, что не нужно нам, но жалко выбросить – хлам. То, что не выбросили наши родители – винтаж. А то, что было жалко выбросить нашим бабушкам и дедушкам – антиквариат». Как бы смешно оно ни звучало, но изрядная доля правды в нём есть.

Прабабушкин резной почерневший от времени буфет, давно перевезённый на дачу, и потемневшее столовое серебро в ящике серванта, не открывавшемся полвека. Морской кортик прадеда, который служил на флоте ещё в Российской Империи. Мамины золотые серьги с яркими красными камушками, подаренные ей бабушкой на 18-летие, которой они также достались от её бабушки. Икона, в золочёном окладе, которая появилась в семье много поколений назад. Старинная люстра, покрытая несчётным количеством слоёв краски, висящая в читальном зале института, расположившегося в бывшем дворце.

На многие из столь ценных вещей мы и вовсе не обращаем внимания, привыкли к ним, они являются частью повседневного быта. Далёкие от покупок антиквариата люди и вовсе могут выкинуть старинную мебель. При этом вполне возможно, что на помойку относят мебель, изготовленную знаменитым немецким мастером. Запылённая ваза, издавна стоящая на шкафу, может оказаться редким образцом декоративно-прикладного искусства средневекового Китая, а настольная безделушка, с которой играют дети, является потрясающим образцом венской бронзы, выполненным в единичном экземпляре знаменитым европейским мастером XIX века. Сколько таких ценных предметов окружает вас? Быть может вы каждодневно пользуетесь вещью, реальная стоимость которой составляет ваш годовой заработок?

Часы карманные золотые Georges Favre-Jacot, Швейцария, 1881-1915 гг.

Существует ли чёткий ответ на вопрос «Что такое антиквариат?» Само понятие «антиквариат» довольно условное. В одних странах антиквариатом может быть признано изделие, обладающее культурной и/или исторической ценностью, возраста не менее 100 лет, в других, как, например, в США, предмет считался антикварным, если был изготовлен до 1830 года.

При этом сам факт признания какого-либо изделия антикварной вещью и определения его стоимости довольно субъективен и зависит от многих факторов. К примеру, рядовой для любителей старинных вещей серебряный портсигар может увеличиться по стоимости в десятки, а то и в сотни раз, если докажут, что им владела легендарная историческая личность.

Серебряный портсигар с золотой накладкой Клеймо «ПА» ( Петр Евстратович Абросимов). Конец XIX – начало ХХ века

Условно, с определёнными оговорками, можно выделить несколько признаков «антикварности» изделия:

  1. Давность его изготовления;
  2. Малосерийное производство или производство в единственном экземпляре;
  3. Известность мастера, изготовившего данный предмет;
  4. Уникальность изготовления и, как следствие, либо невозможность, либо крайняя сложность её воспроизводства;
  5. Легенда предмета – его связь с историческими событиями или личностями;
  6. Ценность и/или уникальность материалов, из которых изготовлен предмет.

При доказанном сочетании всех или бОльшей части вышеперечисленных пунктов стоимость предмета антиквариата может составлять миллионы евро!

Подлинность и ценность антикварных предметов

Определение подлинности и ценности под силу лишь человеку, обладающему реальным багажом знаний – как с точки зрения истории и искусства, так и с точки зрения технических нюансов изготовления того или иного предмета. Необходимо понимать технологии разных эпох, приёмы мастеров, состав металлов, применяемость и сочетаемость материалов и многие другие тонкости.

Чем «уже» специализация антиквара, чем больше антикварных изделий прошло через его руки, тем больше вероятность точности в определении подлинности и ценности вещи. Например, ещё в Советском Союзе, где рынок антиквариата в основном находился в тени, был известный узкому кругу лиц специалист по иконам, который мог определить возраст, происхождение и подлинность предмета даже по запаху!

Когда антикварный предмет сопровождается легендой, из-за которой его стоимость отличается от подобных изделий, следует относиться к его покупке с большой осторожностью. Необходимо тщательно проверить легенду – очень часто она оказывается либо неподтверждённым слухом, либо и вовсе выдумкой. Если в случае с легендированным предметом речь идёт о дорогой покупке, и у вас есть навязчивое желание его купить, следует либо потребовать у продавца весомые доказательства, либо обратиться за официальной экспертизой к сертифицированным искусствоведам-оценщикам.

Очень «тонким» является также вопрос о подлинности используемых материалов – особенно когда речь идёт о драгоценных камнях. Перед покупкой дорогостоящих антикварных изделий с ними следует проводить гемологическую экспертизу или запрашивать у продавца её результаты от авторитетных источников.

Конечно же, на антикварном рынке присутствует и огромное количество подделок. При этом нельзя сказать, что они по качеству всегда хуже подлинника – вовсе нет! Порой бывает даже наоборот, когда мастерство изготовления подделки превышает оригинальное – это, кстати, тоже является одним из критериев определения подлинности. Подделывают изделия из бронзы и серебра, иконы, картины. Украшения и настольные безделушки. Гораздо реже подделывают антикварную мебель. Это связано со сложностью и трудоёмкостью изготовления подделки, крупными габаритами и более низкой по сравнению с другими видами старинных предметов ликвидностью – что называется, «игра не стоит свеч».

Сложнее всего выявить подделку, выполненную в одну эпоху с оригиналом. Так, картины Айвазовского, творения которого пользовались бешеным спросом, начали подделывать ещё при его жизни – на холстах той эпохи, красками тех лет и с помощью исполнителей-современников, копируя манеру автора и его приёмы. Определить несоответствие особо качественных подделок картин Айвазовского кисти живописца зачастую просто невозможно. Достаточно сказать, что в мире существует более 30 тысяч полотен, которые приписываются авторству великого мариниста! Выводы делайте сами…

Схема придания подделкам дорогостоящих изделий статуса подлинников сложна и хитроумна. Изначально, как только запускается процесс «легализации» новодельной вещи, делается экспертное заключение – как правило у любого не дорожащего репутацией эксперта. Затем изделие через подставных лиц покупается на каком-нибудь непрестижном аукционе. Таким образом у вещи появляется хоть какая-то история. Затем, опять же через подставных лиц, вещь проходит ещё через несколько торгов всё более и более высокого статуса. Предмет «засвечивается» на выставках, попадает в каталоги. Как правило таким «серым» предметам требуется несколько лет до возникновения позитивной репутации. Итогом же становится уже настоящая продажа предмета на престижном аукционе с прибылью в сотни и тысячи процентов от его изначальной стоимости.

Где покупают антиквариат?

Рынок старинных вещей – это таинственный мир, зачастую даже опасный. В нашей стране были времена, когда куплю-продажу антиквариата жёстко регулировал закон. Поэтому операции, в основном, велись «в тени», а предметы коллекционирования, разрешённые к продаже, были строго регламентированы. Сегодня же существует огромное количество антикварных магазинов, ярмарок и выставок-продаж.

Наиболее азартные любители старины, среди которых много профессиональных частных коллекционеров, перекупщики и инвесторы, делающие ставку на накоплении антиквариата, посещают очные аукционы. Попасть на антикварный аукцион, однако, могут не все желающие, и чем выше статус аукциона, тем больше требований предъявляется и к его участникам, и к предметам, на нём выставляемым.

Отдельного внимания заслуживают блошиные рынки, на которых продают старинные вещи. Порой поистине уникальные. Наверняка многие знают удивительные истории покупок там настоящих шедевров за сущие копейки. Для многих походить по антикварным рынкам сродни спорту или рыбалке. Это и правда увлекательное и азартное занятие – покупка антикварных вещей на подобных «барахолках».

Бурно развивается и торговля через интернет. Всё больше антиквариата реализуется сегодня через многочисленные порталы, принадлежащие конкретному магазину или торговому дому, или специализированные доски объявлений антикварной торговли. Продажа предметов старины на них производится как по фиксированной стоимости, так и на основе аукционной торговли. При покупке через интернет следует быть особенно осторожными и не осуществлять приобретения на сомнительных площадках.

Антиквариат, винтаж, раритет и ретро

Применительно к изделиям ушедших эпох распространены термины «винтаж», «раритет» и «ретро». С точки зрения научной терминологии употреблять эти термины применительно к предметам старины не совсем корректно, однако они настолько прижились среди любителей вещей ушедших эпох, что они проскальзывают даже у профессиональных антикваров. Поэтому уже вполне можно считать эти определения устоявшимися.

Бронзовая статуэтка «Собака с дичью», скульптор E. Delabrierre, г. Париж, Франция, 1880-1910 гг.

Зачастую грань между «винтажом», «раритетом», «ретро» и «антиквариатом» настолько стёрта, что даже опытные антиквары не смогут уверенно дать изделию то или иное определение. Так, именуемая «винтажной» брошь вполне может представлять из себя редкую вещь и оказаться предметом антиквариата в полном смысле этого слова. Равно как и наоборот – «антикварная» брошка может оказаться поточным и распространённым изделием, пусть и выпущенным более века назад. Термин «ретро» чаще всего применяют к всевозможной технике: радиоаппаратуре, проигрывателям, первым моделям телевизоров, автомобилям. Реже это определение звучит относительно одежды, а также недорогих предметов быта и интерьера.

Где можно оценить старинную мебель в Москве?

Наиболее выгодное сотрудничество может быть только с официальными представителями антикварного рынка. Обратившись в антикварный салон «Арбат, 40», вы получите максимально достоверную оценку вашего антиквариата. Наши опытные эксперты оценивают антиквариат, как предметы искусства и назначают за него соответствующую цену.

Онлайн оценка старинной мебели по фотографии

Вы можете прислать нам фотографии на нашу электронную почту или WhatsApp. Также, если по каким-то причинам Вы не имеете возможности посетить наш салон, то можете бесплатно вызвать нашего оценщика на дом.

Как отличить антикварную мебель от подделки?

Коллекционирование антикварной мебели – дорогое удовольствие. Если вы не хотите совершить ошибку и приобрести подделку, которая, как вы думали, стоила тысячи долларов, лучше знать основные отличия подлинного антикварного изделия от фальшивки.

Признаки старости

1. Измерьте деревянный предмет мебели. Дерево усыхает по мере старения, уменьшаясь примерно на 1 см на каждый метр ширины. Если мебель старая, её параметры не будут пропорциональными. Так столешница круглого стола не будет идеально круглой.

2. Проведите рукой и посветите фонариком по поверхности древесины, чтобы найти тончайшие трещины и волнообразные неровности, появляющиеся с возрастом.

3. Осмотрите мебель снизу и с внутренней стороны. Древесина антикварной мебели неизбежно будет коробиться и деформироваться.

4. Поищите обесцветившиеся места на древесине, появившиеся из-за неравномерного попадания света и солнца. Старая мебель, годами стоявшая у стены, выдаст свой возраст, благодаря характерному различию цвета в разных местах.

5. Осмотрите древесину под металлическими деталями. В этих местах должен быть заметен ещё больший цветовой контраст с остальными частями антикварной мебели.

6. Обратите внимание на шурупы. У шурупов, изготовленных до 1840 г. была плоская, а не конусная головка.

7. Ищите признаки обычного износа и скопления пыли и грязи в углах и впадинах мебели.

8. Осмотрите каркас мебели под обивкой – нет ли там следов гвоздей от предыдущей обивки? У старой мебели, скорее всего, обивку меняли несколько раз.

9. Проверьте карманным уровнем стеклянное изделие или зеркало. Стекло с возрастом тоже коробится.

Признаки новизны

1. Внимательно осмотрите различные части деревянной мебели, особенно ножки и края. Различия между элементами могут указывать на то, что части мебели меняли.

2. Остерегайтесь гладких краёв, которые можно получить с помощью бензопилы, в отличие от зазубренных краёв, остающихся после ручной пилы.

3. Поищите старые пустые или заделанные отверстия от гвоздей и шурупов, которые должны были появиться во время изготовления мебели.

4. Откройте ящички и дверцы и поищите отверстия от шурупов, указывающие, что оригинальные ручки и петли были сняты.

5. Обратите внимания на соединения типа «ласточкин хвост». Новые подобные соединения либо выполнены машинным методом, либо намного уже, чем широкие (до 1 см) соединения 19 в. и раньше.

6. Сравните все соединения «ласточкин хвост» между собой. Если они идеально похожи друг на друга, это может означать, что мебель новее, чем её пытаются выдать. А сильное различие между соединениями указывает на то, что части мебели были заменены.

7. Осмотрите поверхности. Однородность цвета, текстуры и гладкости указывает на то, что предмет мебели новый или не так давно было отделан заново.

Примечания:

– Замена металлических элементов может не повлиять на стоимость европейской антикварной мебели, но, скорее всего, снизит стоимость американского антиквариата.

– Фальсификаторы пытаются имитировать следы износа и старения и даже используют антикварные ручки, петли и шурупы при изготовлении новой мебели.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: