217 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Применение шелкографии в современной мебели

Шелкография или иначе, трафаретная печать, представляет собой способ нанесения печатных изображений на поверхности различных изделий с целью создания разнообразных художественных эффектов, при котором краска продавливается ракелемпечатающие элементы печатной формы (трафарета) из тонкой прочной сетки на запечатываемый материал, а закрытые пробельные элементы печатной формы не дают краске проникнуть на этот материал, см. фото.

Термин шелкография имеет распространенный синоним – сериграфия , или сериография , происходящй от греческих корней seri, т.е шелк и grafia, т.е. писание, изображение. В английской литературе используются термины screenprinting, silkscreening, silk screen printing, а также serigraphy, по немецки шелкография – siebdruck

Хотя в названии этого метода лежит слово шелк, но шелковые сетки сейчас уже не используют, а применяются более прочные и формоустойчивые изделия из полимерных волокон и стальной нержавеющей проволоки с количеством нитей от 54 до 180 на один см длины (ширины) сетки.

Сетки равномерно натягиваются на легкие жесткие деревянные или металлические рамы, с которыми потом оперируют вручную или при помощи машин.

Шелкография, или трафаретная печать, получила большое распространение в Европе уже в конце XVI века, преимущественно в Англии и Франции. В XVIII веке это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в Америке .стены, ткани и др. изделия. Американские мебельщики, по видимому, являются пионерами применения шелкографии в мебели, т.к. именно в этот период начинается формирование мебельной промышленности и создания собственного, т.к. называемого колониального стиля мебели.

Термин шелкография закрепился в самом начале ХХ века, когда был запатентован процесс трафаретной печати через шелковую ткань, которая гарантировала более высокую устойчивость к натяжению, большую стабильность размеров и использование резиновых валиков (в дальнейшем – резиновых ракелей) для нанесения краски. В 60-ые годы прошлого 20 века техника шелкографии была усовершенствована популярными художниками ( В. Вазарели, Д. Джонс, Р. Индиана, Д. Поллок, Э. Уорхол).

Варианты украшения мебели

Декупаж

Аппликации из различных материалов на фасадах – не теряющая актуальности тенденция декорирования мебели. Правда, если в старину в декупаже применялись ткани, сегодня – готовые наклейки, реже – художественная роспись акриловыми красками. Кулинарные рецепты, вырезки старых газет, креативные лозунги, красочные орнаменты, фотографии и пейзажи – изображения можно подобрать под любой интерьерный стиль и украсить ими стандартные фасады, столешницы и другие гладкие поверхности.

Для отделки мебели в технике декупажа удобно использовать специальные декупажные карты – тематические листы большого формата с подборкой рисунков определенной тематики.

Декупаж неотъемлем от лакирования, поскольку главный секрет этой техники – обеспечить единение фона и рисунка в однородную поверхность, для чего изделие покрывается несколькими слоями высококачественного лака. Можно подобрать матовые или полуглянцевые оттенки – все зависит от выбранного стиля.

Резьба по дереву

Классический способ художественной резьбы осуществляется вручную с помощью резаков, ножей и резцов. Это древнейшее искусство обработки дерева в последнее время становится все более востребованным. Причем не только в ручном исполнении – появление высокоскоростных фрезерных и лазерных ЧПУ-станков – лучшее подтверждение популярности этого вида декора.

Горячее тиснение древесины

Резьба по дереву считается трудоемким ручным трудом, но есть способ весьма достоверной и при этом — механизированной имитации с помощью термического формования (или горячего тиснения) древесины. Под воздействием температуры природные полимеры, входящие в состав любого древесного сырья, размягчаются, становятся эластичней. С помощью специальных форм-прессов на древесине отпечатывается объемный рисунок, похожий на резьбу. Тиснение профильных изделий и различных панелей осуществляется на тиснильных станках проходного вальцевого типа. Для плоских изделий применяют пресс и рельефный пуансон.

Способ горячего тиснения применим не только для массивной древесины, а и для фанеры, ДСП, МДФ, шпона. Кроме нанесения резных рисунков, с помощью горячего тиснения можно придавать древесине (особенно, недорогих пород) более богатую текстуру ясеня или дуба, различных техник и материалов плетения (ротанга, ивы, соломки). Такой способ декора называется горячим структурированием.

Инкрустация

Украшение мебели вставными элементами – ещё одна старейшая техника, которая успешно применяется и сегодня. В качестве декора используется: керамика, плетение, самоцветные камни, янтарь, металлические пластины, витражи. Пластинки декоративных элементов врезаются в деревянную поверхность на подобии мозаики, складываясь в причудливые рисунки и орнаменты.

Инкрустация и её разновидность – интарсия (врезание в дерево деревянных элементов) – очень кропотливый и трудоемкий процесс, поэтому применяется только в мастерских по реставрации и изготовлению эксклюзивной мебели на заказ. В промышленном производстве более востребована техника маркетри — наклеивание на дерево готовых картин или орнаментов, собранных из разноцветных кусочков шпона с последующим покрытием лаком в 5-6 слоев.

Накладной декор

Различные декоративные элементы (розетки, уголки, барельефы, раскладки) изготавливаются отдельно из дерева, полистирола, пенополиуретана, поливинилхлорида, металла, термопластичных композитов. В зависимости от вида материала накладной декор производятся методом экструзии, литьем, точением, резьбой, штамповкой на специализированных предприятиях, изготавливающих мебельную фурнитуру. Готовые элементы прибиваются или наклеиваются, причем не только на мебельные фасады, а и ножки, козырьки и другие элементы мебели. Дополнительно на декор наносится краска, позолота и другие приемы декорирования, соответствующие выбранному стилю.

Выжигание

Этот вид декоративно-прикладного искусства, как и резьба, был незаслуженно забыт изготовителями мебели. Но необычные авторские изделия всегда привлекают внимание, поэтому сегодня этот способ декорирования используется как в штучном, так и мелкосерийном производстве мебели.

Выжигание по деревянной мебели осуществляется двумя способами:

  1. Методом пирографии – нанесение рисунка с помощью «горячего карандаша» — ручного выжигательного инструмента. В промышленных масштабах используются маломощные лазеры, оборудованные системой ЧПУ;
  2. Пиротипией – выжигание осуществляется специальными штампами, при этом темнеет и цвет древесины. Степень изменения цвета зависит от температуры, силы пресса и времени прижима.

Шелкография (трафаретная печать)

Техника нанесения различных печатных изображений на поверхность деревянных изделий с целью создания разнообразных художественных эффектов, при которой краска продавливается трафаретной пластиной из прочной нитяной сетки на запечатываемый материал. Принцип классической шелкографии уже давно не используется – сейчас для трафаретов применяют более формоустойчивые изделия из стальной проволоки или полимерных волокон с количеством нитей от 54 до 180 на 1 см ширины/длины сетей. Специальные сетки натягивают на жесткие рамы, которыми оперируют вручную или с помощью автоматических станков.

Шелкографическое изображение может наноситься как непосредственно на готовые изделия, так и на полимерные пленки, которыми впоследствии будут облицованы детали. Благодаря шелкографии на поверхности деревянной мебели можно имитировать и резьбу,и интарсию, и накладной декор, и структуру других материалов.

Аэрография

Роспись мебельных фасадов рисунками по заранее выбранному шаблону при помощи аэрографа – специального распылителя, в котором содержится жидкая или порошкообразная краска. После окраски высохшая поверхность покрывается слоем лака.

Прямая цифровая печать

Изображение наносится на древесную основу промышленными цифровыми принтерами, которые бывают двух типов:

  • рулонные – материал медленно проходит между приводными валами;
  • планшетные – движется сам механизм принтера, а материал неподвижно лежит на его рабочей поверхности. Чаще всего используют пьезоэлектрические струйные головки, которые при движении набрызгивают мельчайшие капли стойких чернил ультрафиолетового отверждения различных цветов. Весь процесс контролируется компьютером.

Прямая цифровая печать с помощью специальной оснастки (валы, формы, шаблоны, матрицы), информация с которых сохраняется в памяти компьютера, позволяет имитировать практически все вышеперечисленные техники и большинство материалов. При этом можно декорировать как отдельные единичные экземпляры мебели, так и использовать цифровую печать в серийном производстве.

Сегодня способ прямой цифровой печати является наиболее востребованным методом декорирования для серийного производства деревянной мебели.

Крупноформатная шелкография

Аналогична малоформатной трафаретной печати, но с плоской печатью больших форматов, превышающих 100×140 сантиметров. В основном это изделия для наружной рекламы и информации:

  • афиши, плакаты, банеры, перетяжки
  • дорожные знаки и указатели
  • световые короба и вывески, витражи
  • продукция промышленного назначения и части готовых изделий
  • зеркала, как часть готовых изделий при производстве мебели
  • гофротара, мешки и пакеты большого формата

Что такое шелкография?

Шелкографией называется – один из видов трафаретной печати, которую можно выполнять на различных изделиях лёгкой промышленности. Через печатную форму каркаса станка, шелкография наносится на выбранное место изделия, в соответствии с печатным элементом. («serigrafia» – от греч. «шелк» и «grafia» – «изображение»)

Трафарет для шелкографической печати представляет из себя металлическую, деревянную или пластиковую форму, с натянутой нейлоновой сеткой, которая имеет толщину 18-200 мкм в зависимости от используемой краски. Сам рисунок на сетке выполняется фотохимическим способом с использованием жидкой фотоэмульсии, проходит УФ –облучение и затем остаточный фотоэлемент вымывается потоком воды. Только пустые области сетки являются печатными элементами. Трафарет ложится в печь для сушки и через 15-20 минут уже готов к новому использованию.

Существуют достаточно много видов станков для использования таких трафаретов. Особенно большую популярность, в странах СНГ, набрала португальская компания “RoqPrint”, со своими карусельными печатными аппаратами.

Когда появилась шелкография?

Первые методы нанесения шелкографии уходят далеко в древность и в самом начале, вместо полиамидов, для изготовления трафарета использовали дерево, а шелкографию наносили только на ткань из шелка. В специальные отверстия, на заготовленном трафарете, имевшем какой либо рисунок, по рисунку наливалась краска. Первое упоминание о шелкографии датировано 336 годом нашей эры.

Кто только не использовал технологию печати на ткани: Китайцы, Финикийцы, Индусы, весь мусульманский мир знал технологию оттисков шелкографии. Первый патент на шелкографию был оформлен в далёком 1907 году.

Какое вообще отношение к шелкографии имеет шелк?

Многим кажется из названия, что шелкография — это печать шелком. Это не так. Даже если придумать, как использовать шелк в краске, печать такой краской наверняка была бы дорогой и нестойкой.

Шелк изначально использовался в такой трафаретной печати — но не в составе краски, а в составе сетки. На тот момент в распоряжении людей просто не было более подходящих материалов для создания этой сетки. Сейчас такие материалы есть. Во‑первых, человечество освоило синтетические полимеры вроде нейлона. Во‑вторых — научилось обрабатывать металл достаточно тонко, чтобы получить достаточно тонкие и прочные стальные нити.

Поэтому сейчас вместо шелка при создании сеток используется либо сталь, либо нейлон — и такие сетки получаются более дешевыми и более надежными.

Преимущества и недостатки шелкографии

Перейдем сразу к преимуществам и некоторым недостаткам (хотя мы предпочитаем говорить об особенностях, а не недостатках) шелкографии как метода нанесения, а потом разберем саму технологию печати.

Плюсы шелкографии

Пожалуй, одним из главных преимуществ шелкографии можно назвать широкие возможности этого метода печати. Огромный выбор цветов, в частности металлизированных под золото или серебро, флуоресцентных красок. И практически бесконечный выбор материалов и бумаг: для трафаретной печати подойдут самые оригинальные материалы с различной текстурой.

Особое мнение занимает толщина слоя. При трафаретной печати она составляет 10-12 микрон, а в некоторых случаях достигает 500. Объем изображения и текста на материале и обеспечивает особый декоративный эффект. Толщина красочного слоя гарантирует долговечность напечатанных изделий — это ещё одно неоспоримое преимущество трафаретной печати. Для сравнения стоит вспомнить другие способы печати, где речь идет о 1-2 микронах.

Не можем не сказать про краски Pantone в сравнении с шелкографиией. Печать пантонами имеет ряд ограничений по типам бумаги, в то время как в шелкографии отсутствуют ограничения по типам используемых бумаг. Например, печать пантонами невозможна на невпитывающих материалах, таких как металлизированная или прорезиненная бумага. Для печати на этих видах бумаг подойдут фолиевые краски и шелкография как метод нанесения.

Шелкография сочетается со многими видами постпечатной обработки. Например, выборочное лакирование делают прямо через трафарет уже после нанесения краски. Также с шелкографией отлично сочетаются конгрев и тиснение.

Минусы шелкографии

  • Длительность подготовки к работе.
  • Возможность использования только векторных изображений.
  • Невозможность отобразить переходы градиента цвета.

Технология шелкографии

Ключевое понятие шелкографии — трафарет. Он представляет собой форму, на которую натягивают сетку. Чтобы изображение отпечаталось на бумаге, на сетку наносят фотоэмульсию, а потом накладывают фотовывод (позитив). Эмульсию засвечивают и участки, куда свет не попал, вымываются. Так появляется сам трафарет для будущего изображения.

Сетка для трафарета — ситовая ткань — обычно металлическая или нейлоновая. Сетки бывают разные, у каждой свой номер исходя из количества нитей на кубический сантиметр. Выбор сетки зависит от характеристик работы и метода нанесения трафарета.

При печати многоцветного изображения трафарет для каждого цвета изготавливается отдельно.

Готовую трафаретную форму устанавливают на формодержатель и закрепляют. Запечатываемый материал — в нашем случае бумага или картон — фиксируется горизонтально с помощью вакуума или упоров. Краску наносят на форму и ракелем прогоняют ее непрерывным движением, продавливая сетку. Так изображение остается на изделии. Ему осталось только высохнуть.

В трафаретной печати используют особые краски с тиксотропным свойством. Это специальная трафаретная краска, которая меняет вязкость, благодаря чему равномерно распределяется по материалу и дает ровный яркий тон и не дает подтеков при окрашивании даже на вертикальных поверхностях.

В состав краски входит связующее (смола), определенный пигмент, растворители, увлажнители и катализаторы. Увлажнители как обязательные компоненты отвечают за выравнивание краски. Нити сетки так или иначе разделяют краску, а увлажняющая добавка помогает краске заполнять оставшиеся пустоты.
Таким способом наносят изображение не только на бумагу, но и на любой другой материал — пластик, металл, ткань, стекло. В зависимости от материала выделяют виды шелкографии: трафаретная печать по пластику, металлу, ткани, стеклу.

Шелкографический или трафаретный лак

Это привычные нам глянцевый лак выборочного или сплошного лакирования, рельефный или текстурный лак, используемый для отделки печатной продукции. Технология нанесения трафаретного лака такая же, как и нанесения краски трафаретным методом, которую мы описали выше.

Тонкая работа

С одной стороны процесс трафаретной печати выглядит простым и понятным. Положил трафарет на бумагу, провел сверху ракелем — и готово. Но сама технология гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Тот самый яркий и плотный красочный слой, ради которого выбирают трафаретную печать, появляется не по щелчку пальцев. Что же нужно сделать, чтобы изображение получилось качественным?

  • Для ровного четкого отпечатка нужно, чтобы ракель равномерно распределил краску. Это значит — правильно выбрать силу нажатия и печатный угол воздействия. Так, оптимальный угол для лучшего результата — 75 градусов. Если угол будет меньше, возможна избыточность нанесения красочного слоя, а если больше — то заливка будет не плотной.
  • Для равномерного красочного слоя недостаточно однократного прохождения ракеля по трафарету. Сначала краска прогоняется ракелем в одну сторону, затем в обратную при помощи форракеля — возвращается на исходную позицию.
  • Важно постоянно контролировать вязкость краски. Если она слишком жидкая, контуры могут смазаться и «заплыть». Сила нажатия на ракель связана именно с вязкостью краски: чем сильнее вязкость, тем сильнее нужно «продавливать» краску.
  • Необходимо правильно выбрать параметры сетки для конкретной задачи, обратить внимание на количество нитей на кубический сантиметр. Диапазон довольно широкий: от 10 до 180-200 нитей на один кубический сантиметр. Если сетка выбрана без учета этого параметра, изображение получится с зубчатым неровным краем. Не менее важно определить толщину нитей и расстояния между ними, от этого зависит толщина красочного слоя.

Почему шелкография дороже?

Да, шелкография дороже других способов печати, и исходя даже из способов подготовки к нанесению, уже понятно, почему дороже. Но это отличный способ сделать каталог или брошюру уникальными, выделиться среди конкурентов.

Технические нюансы влияют на конечную стоимость, которая складывается из:

• изготовления трафарета: для каждого оттенка готовится отдельный трафарет. Напомним, что готовых схем и заготовок не существует.
• специальной тиксотропной краски.
• ручного труда. Он всегда дороже работы станка. Можно ли обойтись без него? Дело в том, что полиграфия на заказ всегда разная. У каждой свои параметры, формат, дизайн. Невозможно всё это установить автоматически. Даже если это самая простая трафаретная печать. Технология требует активного участия специалиста.

Способ шелкографии не подойдет для массовой печати. Её сфера — представительская, эксклюзивная полиграфия. В нашей типографии этот способ печати украшает обложки каталогов премиум класса, годовые отчеты, подарочные издания — книги, атласы. Если говорить о небольших тиражах, то это визитки, приглашения, открытки, вкладки в каталоги, шпигели и подложки для календарей ТРИО. Шелкография делает имиджевую полиграфию уникальной там, где нужно обозначить бренд и подчеркнуть статус.

Шелкография технология. Графическая трафаретная печать

Классический вариант — станок с одной печатной формой и столом, обеспечивающим вакуумный прижим изделия / дистовых материалов. Многоцветная печать осуществляется последовательно: печатаем первый цвет на некотором тираже, сушим, меняем печатную форму, печатаем следующий цвет и т.д.

Полуавтоматический станок трафаретной печати

В зависимости от используемых красок используются различные варианты сушилок. УФ сушилки используются для сушки красок, лаков и других материалов с УФ отверждением

Конвейерная УФ сушилка

ИК конвейерная сушилка с циркуляцией воздуха в туннеле — высокопроизводительная альтернатива стапельной сушилки (на фото: сушилка Turbo JetStar)

Стапельная сушилка — экономичный вариант для работы с сольвентными красками

На фото: стапельные сушилки

Особенности

Все виды виниловых обоев активно используются для кухни, разве только вспененный вариант подходит плохо. Часто можно встретить полотна из компакт-винила в виде кирпичной кладки или каменной, ну а горячее тиснение применяется уже повсеместно.

Шелкография вписывается в самые разные стили оформления кухни, достаточно правильно выбрать рисунок и цвет. Чаще всего на шелкографических обоях изображены цветы, но есть и более универсальные форматы с полосами, геометрическими фигурами, абстракцией.


Светлый и легкий интерьер небольшой кухни

Для кухни отлично подойдут глянцевые варианты, блеск которых вы не затрете со временем, да и мыть такую поверхность будет проще.

Отличным качествам славятся немецкие полотна, в частности фабрики бренда Марбург создают достойные коллекции. В нашей стране производством этого вида винила занимается фабрика Элизиум. Обои от этого производителя присутствуют во многих строительных магазинах.

Если вы для своей кухни выбрали шелкографию, то можете смело рассчитывать на долгие годы спокойной эксплуатации этого обойного материала. Главное, чтобы вам понравился готовый интерьер.

Технология трафаретной печати

Для качественной трафаретной печати нужно использовать высокоточное оборудование (станок трафаретной печати). Главный принцип работы – продавливание краски через сито специальным резиновым ракелем на поверхность.

Это сито (трафарет) изготавливают из полиамидного синтетического волокна и пропитывают фоточувствительным составом. Последний полимеризуется после облучения светом в нужных местах и забивается в поры ткани.

В тех местах, где не производилось воздействие, состав полностью вымывается. Так получается форма, которая пропускает красящий состав только в нужных местах (там, где не было засветки).

Краска наносится более толстым слоем, чем при использовании других способов печати.

Так, например, при офсетной печати на выходе получается слой в 1-2 микрон, а шелкография дает возможность добиться толщины слоя в 10-500 микрон, а иногда даже больше. Такой подход – отличная возможность повысить яркость цвета путем многослойного нанесения рисунка. Часто можно даже на ощупь определить границы изображения.

Для каждой поверхности, на которую переносится рисунок, нужно использовать соответствующую краску. Что касается формы изделий, предназначенных для обработки, то они могут быть любыми: плоскими, сферическими, квадратными, цилиндрическими, конусообразными и т.д. Главное – иметь специальное оборудование. Размеры печати довольно внушительны. Максимальная величина готового изображения бывает даже больше, чем 9х4 метров.
Теперь вы знаете что такое шелкография и в каких случаях используется.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: