105 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Процесс золочения сусальным золотом

Процесс золочения сусальным золотом

Запись обновлена: Май 25, 2020

Сусальное золото представляет собой тончайшие листы драгоценного металла толщиной до долей микрон. Такой необычный материал используется при золочении ювелирных украшений и других изделий, производство которых подразумевает покрытие из сусали. Листы делаются либо из чистого желтого металла, либо из его сплавов с серебром или медью. Достичь минимальной толщины сусальных пластинок позволяют физические свойства золота – чистый металл отличается мягкостью и ковкостью. Самым простым примером предметов, покрытых сусалью, можно признать купола церквей, которые вот уже несколько веков традиционно отделываются листами тончайшими листами драгметалла. Как делают золочение сусальным золотом современные мастера?

Что такое сусальное золото

С древнерусского, слово «сусала» имеет определение – лицо, скула. Это связано с тем, что ранее сусальное золото использовали для покрытия только лицевой части предмета. Материал можно было заметить на иконах, статуях, других раритетах. Сегодня покрытие сусальным золотом используют для того, чтобы сделать более яркими и богатыми разнообразные детали, украшения, поделки, мебель. Чтобы изготовить такой лист позолоты, мастер должен расковать кусок металла в тонкую проволоку, а уже после ее раскатать в пластину 2-3 мм с лигатурным весом.

Состав

Может варьироваться состав такого материала и зависит от разной специфики производства. Например, в нем, кроме золота, могут быть серебро, медь, палладий, кадмий, цинк, никель. Если же добавлять лигатуру, то есть добавочный металл, то можно добиться разных оттенков и цветов сусальной позолоты. Она может быть желтой, красной, белой, зеленой, оранжевой и бледно-желтой.

Проба

В России этот материал соответствует ГОСТу и должен содержать обязательные компоненты в определенных количествах. Стандартное сусальное покрытие будет всегда 960 пробы. На предприятии его укладывают в специальные книжки между листами особой бумаги. Книжка материала состоит из 60 квадратных листов, которые весят всего несколько г. Руками листы трогать не стоит – они могут просто порваться. Состав сусального покрытия:

  • золото – 96%;
  • серебро – 1%;
  • медь – 1%;
  • прочее – 2%.

Как делают сусальное золото?

Сусаль — это тонкие пластины драгоценного металла с толщиной в один микрон. Производство настолько тонких пластин возможно из-за мягкости и податливости металла. При этом листы получаются без трещин и разломов. Отливка бруска начальный этап производства сусали. Его параметры 20х5х1 см. После чего происходит раскатка в полосу. Она варьируется до 30 метров.

Затем полоску делят на квадраты. Их складывают вместе, в качестве разделителя используют обычный бумажный листок. Обработка молотом важный этап производства. Как правило, отрабатывают около двух тысяч ударов. Удары должны быть последовательными и с равной приложенной силой. Это влияет на толщину по всей площади изделия.

После вырезают квадраты и вкладывают их в книжку. Соблюдение всех тонкостей и нюансов производства влияет на качество полученного изделия, а в дальнейшем и на результат при золочении изделия.

Ознакомительное описание как работать с сусальным золотом приоткроет завесу тайны, каким же образом получают такие восхитительные изделия.

Как золотят материалы?

Процесс золочения делят на несколько этапов:

  • зачистка основы;
  • использование болюса (глины применяемой в качестве основы для нанесения);
  • нанесение потали;
  • финальная обработка (полировка)

Подготовка грунта

Начальным этапом служит зачистка основы. От качества ее проведения зависит полученный результат.

Создание грунта под золочение заключается в заготовке клея и кожи кролика. Применяют такие пропорции 100 грамм клея на литр теплой воды. Полученная масса настаивается в течение 12 часов. По истечении требуемого времени раствор процеживается. При данных манипуляциях получается основа для грунта. Спустя 2 часа, добавляется болонский гипс. Полученная масса в горячем виде наносится на обрабатываемую поверхность, тщательно очищенную от пыли. Таким образом наносится 6 слоев.

Все слои обрабатываются шкуркой для устранения любых шероховатостей и неровностей. Наборы скребков воссоздадут точность краев и канавок.

Как только завершится грубая резьба наждачной бумагой, шлифуется поверхность изделия. Использование в финале «стальной шерсти» придает изделию гладкость как у слоновой кости.

Готовится консистенция с такими пропорциями 300 грамм болюса на 900 мл воды. Следует тщательно следить, чтобы она получилась однородная и не слишком водянистая. Консистенцию наносят кисточкой в горячем виде. Если консистенция была приготовлена правильно, то после того как был закончен первый слой, через болюс должен просматриваться белый цвет грунтовки.

По истечении 4 часов приступают ко второму слою. Он не должен быть слишком толстым.

Сусальное золото как наносить

Для того чтобы не допустить грубых ошибок следует помнить, как работать с сусальным золотом. Ни в коем случае нельзя прикасаться к сусальному золоту пальцем, так как пот негативно воздействует на материал. Во время работы использовать нож, или же специальную кисть.

Стальным ножом разделить поталь на любое удобное количество частей. Это значительно облегчит перемещение потали на поверхность для золочения. Нож обязательно должен быть из стали предельно острым.

Теперь следует разобраться сусальное золото как наносить. Для золочения можно использовать не только узкоспециализированный клей, но и самодельный. Болюс покрывается разогретым клеем при помощи кисточки. Кисть лампенезель служит для переноса кусочков потали на поверхность — эта такая плоская кисть, изготовленная из мягкого меха. Повторять до тех пор, пока поверхность не покроется сусальным золотом.

Полировка сусального золота

Инструменты на основе агата применяют для приработки потали, или сусального золота. Она представляет собою полировку до состояния идеальной гладкости. В это время происходит полное слияние разрозненных кусочков на поверхности изделия.

По окончании полировки необходимо защитить от окислительных процессов и царапин. Для этой цели рекомендован шеллак, или же любой другой лак.

Работа с сусальным золотом – долгий и трудоемкий процесс, приносящий восхитительные результаты. С развитием современных технологий процесс подвергался изменениям. На сегодняшние листы получаются значительно тоньше, благодаря автоматизации производства. А это, в свою очередь ,положительно отражается на качестве изделий.

Работа с поталью: простой мастер-класс с видео

Используя поталь, можно украсить простой деревянный комод. Ниже представлен простой мастер-класс по работе с поталью, где ее применяют в «мозаичном» варианте в качестве орнамента на плоской поверхности комода. Также орнамент можно наносить через трафарет не кусочками, а сплошным покрытием.

Вам понадобится:

  • поталь в листах (светлое золото);
  • трафарет с орнаментом;
  • клей для потали;
  • синтетическая кисть для нанесения лака;
  • малярный скотч;
  • линейка, мел;
  • масляный лак или финишный лак для потали

Каким бы клеем для потали вы ни пользовались, всегда читайте инструкции производителей и неукоснительно следуйте им.

  1. Малярным скотчем на поверхность комода приклейте трафарет орнамента. По нему нанесите клей для потали.
  2. На поверхность с клеем наложите по трафарету небольшие кусочки потали, оставляя между ними промежутки.
  3. Малярным скотчем выделите ровную полосу шириной 2 см, ограничивая ее с двух сторон. Полосу между отрезками скотча покройте клеем.
  4. Выложите на клей кусочки потали. После того как они приклеятся, скотч аккуратно снимите.

Посмотрите видео мастер-класса нанесения потали на дерево, где наглядно демонстрируется этапы выполнения этого процесса:

В золотом обрамлении — сусальное золочение

С давних времен золочение проводилось в основном двумя способами: путем наклеивания на предмет листочков золотой фольги сусального золота или огневым золочением, основанным на применении ртути. Второй способ золочения очень опасен. К примеру, когда золотили купола Исаакиевского собора в Петербурге (1838-1841 гг.), около 60 человек отравилось парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.

А вот золочение сусальным золотом широко используется и в наши дни. Слово «сусальное» происходит от древнего слова «сусаль» — лицо, то есть сусальное — облицовочное. Такое золото хранят в специальных книжечках, в которых между листами бумаги уложены 60 листочков золота толщиной от 0,13 до 0,67 микрона. Размер листов — 80 х 80, 72 х 20 мм. Могут быть и другие размеры.

Сусальное золото бывает свободным и трансферным. Свободное золото — это просто очень тонкий слой металла. Его нельзя касаться руками, оно сдувается от дыхания, поэтому позолотчик манипулирует им (переносит, режет, приглаживает) с помощью специального ножа и беличьей кисточки. В общем, требуется немалое мастерство. В трансферном золоте каждый его лист помещен на белую шелковую бумагу, вместе с которой он переносится на облицовываемую поверхность. Когда золото приклеится на место, шелковую бумагу можно удалить. С трансферным золотом работать значительно проще.

1. Подготовленную поверхность рамки окрашивают акриловой краской. После высыхания поверхность тщательно шлифуют, удаляют пыль и наносят второй слой грунта. Его снова шлифуют. Если необходимо, операцию повторяют еще раз.

2. Затем сухую и чистую от пыли основу с помощью кисти красят масляным лаком. На лак клеится сусальное золото или его заменитель. Примерно через три часа лак подсыхает, приобретая идеальную клеящую способность. Если провести по нему пальцем, слышен легкий свистящий звук.

3. Пришло время для самой ответственной операции — начинаем покрывать поверхность золотом. Листок трансферного золота накладываем на подготовленную рамку и слегка прижимаем (бумажная сторона сверху).

4. Бумагу снимают, и золотой лист аккуратно прижимают ваткой. Желательно не тереть, а легонько постукивать, чтобы не повредить тончайший слой золота. Мастера-позолотчики используют для переноса и разглаживания золота беличьи, колонковые и резиновые кисти.

Рамка позолочена методом сусального золочения

Профилактика и правила ухода

Покрытие позолотой со временем стирается. Постоянная эксплуатация приводит к постепенному истончению слоя напыления. Соблюдая некоторые рекомендации можно продлить срок эксплуатации. Правила ухода за позолоченными изделиями:

  1. Регулярно полируйте столовые приборы и украшения при помощи замшевой тряпочки.
  2. Минимизируйте контакт с водой, парфюмом и кремами для тела.
  3. Помещайте каждое изделие отдельно, таким образом, чтобы они не соприкасались между собой. После каждого использования украшений помещайте его на место. Распределите каждое украшение в отдельные замшевые мешочки, а столовые приборы в специальные коробки.

Чистку проводите регулярно, независимо от того, потеряло изделие привлекательный внешний вид или нет.

Как изготавливают сусальное золото

Состав сусального золота может разниться. Кроме самого благородного металла, в сплав добавляют серебро, медь, цинк, кадмий, палладий и никель, которые в свою очередь могут дать различные оттенки и цвета сусали: желтый, бледно-желтый, белый, красный, оранжевый или даже зеленый.

Делают сусальное золото из небольшого бруска металла, который раскатывают в длинную полосу, а затем нарезают на равные квадраты. Далее эти заготовки вкладывают между тонкими листами из специальной бумаги и собирают в стопки, каждая из которых может содержать до трехсот квадратов. Затем все это кладется под молот, которым наносят до двух тысяч ударов, пока каждый квадрат металла не сплющится в круглую лепешку толщиной в несколько микрон. Потом из этих лепешек вырезают квадраты размером 91,5 мм на 91,5 мм и вкладывают между листами папиросной бумаги в специальную книгу, в которой сусальное золото хранят, транспортируют и продают. Существует два типа листов позолоты: свободные и трансферные. Свободные просто вкладываются в книгу, а трансферные — приклеиваются на шелковую бумагу или кальку.

Руками листочки сусали трогать нельзя — они очень хрупкие и легко рвутся.

Удивительно, но из одного грамма золота можно получить до восемнадцати квадратных метров позолоты.

Производство сусального золота — процесс очень трудоемкий со своими нюансами, от которых зависит качество конечного продукта. В наше время существует три основных способа изготовления сусали:

  1. Исторический ручной способ, при котором сырье молотом отбивает мастер «золотобоец». Удары следует наносить с определенной силой и в определенном порядке по всей стопке. Сложность такого метода заключается в том, что металл отбивается на глаз, поэтому невозможно сделать сусаль равномерно тонкой и все листы одинаковыми.
  2. При втором способе используется автоматический молот, под которым мастер перемещает заготовку для нужного сплющивания квадратов золота.
  3. Самый используемый способ в современном мире — полностью автоматизированный вариант создания сусального золота с помощью запрограммированных роботизированных систем. При этом методе качество конечной продукции является наилучшим. Основные заводы производства находятся в Германии и Италии.

Часть 3. Как стать специалистом по золочению технологией сусального золочения?

После изучения технологии сусального золочения мы поняли, что профессия позолотчика, уж извините за пафос – это гигантский труд, огромное терпение и невероятное мастерство. Поэтому и цена на золочение во все времена была очень высокой.

Как стать позолотчиком? Мы читали, что раньше этой профессии обучали в некоторых училищах. Теперь же в основном эта профессия приобретается либо самостоятельно, либо под руководством уже состоявшихся мастеров. Есть объявления об обучении этому ремеслу. Цена обучения 3000 рублей в час. Можно поехать в Германию, там тоже есть курсы. Но, даже если вы станете учеником позолотчика, это не значит, что и вы со временем будете хорошим позолотчиком. В частных разговорах с позолотчиками мы слышали, что не каждый мастер хочет делиться своими секретами. А это значит, что все премудрости вам придется постигать самому. Вот цитата из статьи журнала «Ювелирные известия»: «Рецепт клея, при помощи которого клеят золотую фольгу, у каждого мастера свой. Бригада зачастую состоит исключительно из родственников или членов одной семьи. Специалистов по золочению в мире не так много, кажется, что все они знают друг друга. Тем не менее производственные секреты, безусловно, остаются.» (http://www.jewellerynews.ru/pages/article4-297.html)

Технология золочения FunChrome Gold

Материалы для золочения

Процесс золочения кропотливый, но в некоторых вариантах (с использованием современных материалов) вполне доступный без образования реставратора или профессионального умения позолотчика. Сегодня такие материалы — и традиционные, и современные – свободно продаются в большом ассортименте в магазинах для художников и декораторов, так же как и набор необходимых инструментов.

Итак, что же потребуется? В зависимости от своих задач можно подобрать оптимальные варианты — и по внешнему виду, и по трудоёмкости нанесения.

Сусальное золото

Этот традиционный материал для золочения представляет собой настоящее золото с пробой от 6 до 24 карат. Выпускается в книжках, конвертах, пачках и рулонах различной ширины. Листы золота переложены шёлковой или папиросной бумагой. Производится золотая фольга разной толщины — для наружных и внутренних работ.


Книжка сусального золота. Фото с сайта mygranite.ru

Так, стандартная книжка (размер листа 91,5х91,5 мм) с 60 листами может иметь вес 1,25 г (применяется для икон и живописи). Комплект такого же размера, но уже весом в 4 г используется для наружных работ — золочения куполов и скульптур в фонтанах. Такое сусальное золото покрывает, например, фигуру Самсона в центральном фонтане Петродворца.

Существует и разновидность — трансферное золото. Это такие же золотые листы, но на бумагу они помещены под давлением, поэтому удерживаются на основе. Трансферное сусальное золото удобно использовать для золочения больших ровных площадей, так как его легче переносить на декорируемую поверхность.


Трансферное серебро. Фото с сайта susalnoezoloto.ru

Сусальное золото, как и обычное ювелирное, может быть разных оттенков — от белого до червонного. Также выпускается сусальный палладий и сусальное серебро.

Поталь

Фольга из сплавов не содержит драгоценных металлов, продаётся в таких же упаковках. Наиболее распространённый вариант — в книжках. Обычно они немного иного формата, чем сусальное золото — 140х140 мм. Также есть в рулонах и пачках, поталь обычная и трансферная.

Техника её нанесения такая же, как и в работе с сусальным золотом. Зато цена на порядок ниже: книжка потали из 25 листов стоит около 470 рублей, а книжка сусального золота 23 карата весом 1,25 г — уже 6400. Кроме сплавов, имитирующих золото и серебро, есть медная или бронзовая поталь, а также листы оксидированной потали — с поверхностью, покрытой разноцветными разводами окислов.


Оксидированная поталь. Фото с сайта noris-russia.ru

Творёное золото

Творёное золото — это мелко растёртые в хлопья листы сусального золота, смешанные с гуммиарабиком (смолой акаций). Название происходит от способа приготовления. Мастер разводит в блюдце порошок гуммиарабика водой и указательным пальцем растирает листы сусального золота в мельчайшие хлопья — затворяет, творит золото.

Творёное золото используют в иконописи. В декоративных целях этот материал можно применять в сочетании с сусалью: наносить его на углубления или, наоборот, выпуклости рельефа. Заполированное сусальное золото имеет глянцевую поверхность, а творёное — сатинированную.


Золото на иконах

Хлопья и вата

Кроме листовой фольги, в магазинах для декораторов можно купить поталь в виде хлопьев или ваты. После декорирования таким материалом поверхность приобретает мерцающий вид, потому что хлопья неоднородны по цвету и форме.

Декоративная вата для позолоты (хлопья в виде мелкой стружки) значительно ускоряет работу — позволяет покрыть имитацией золота большую поверхность за короткое время. Вата для золочения позволяет добиться ровной глянцевой поверхности без особых навыков.


Вата для золочения. Фото с сайта salonpotali.ru

Для работы с подобными материалами вам наверняка пригодится фартук. В нашем маркете, объединяющем крупные интернет-магазины, вы можете выбрать что-нибудь подходящее. Загляните в подборку Фартуки.

Лаки и клеи

Есть несколько традиционных приёмов нанесения позолоты, в которых технология подготовки основы, нанесения клея и покрытия из сусального золота не изменились за прошедшие века. Существуют два основных способа золочения: водяной (или «на полимент») и масляный. Первый применяют для интерьерных работ, второй подходит и для золочения наружных архитектурных элементов.

Полимент — это смесь глины особых сортов, добываемых всего в нескольких месторождениях в мире (лучшую глину для полимента получают в Армении), с клеем на животной основе (осетровым или кроликовым) и льняным маслом. Сухой полимент растирается в порошок на доске из мрамора, смешивается с эмульсией из воды и яичных белков.


Золочение на полимент

Для масляного золочения используется лак мордан — раствор натуральных смол.
К радости декораторов промышленность выпускает и синтетические лаки, более простые в применении. Конечно, позолота из потали на искусственных материалах никогда не даст глубины, свойственной золочению на русских иконах, когда листы золота наклеивали на отполированный полимент с помощью водки. Но для нужд декорирования мебели такого качества и не требуется.

Сусаль не нуждается в защитном покрытии сверху — золото не подвержено окислению или разрушению, оно само веками предохраняет позолоченную поверхность от разрушения. Покрытия же из потали требуют защиты лаком, потому что со временем окисляются и меняют свой цвет.


Эффект старины на золочении

И потому поталь применяют только для интерьерных работ. Зато предмету, покрытому имитацией, можно придать дополнительные декоративные качества. Например, создать эффект старого золота или серебра, покрыв поверхность битумным лаком. Он сохранится в углублениях рельефа, и вещь будет выглядеть старинной.

О необходимых инструментах и самом процессе золочения читайте в публикации Золочение: инструменты и техники нанесения. Напитаться декораторскими идеями для самостоятельного творчества можно в статье Золочение как способ декорирования: вдохновляющие идеи.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: