Маркировка школьной мебели в 2020 году
Каждый маркировочный код уникален и присваивается отдельной парте или школьному стулу. Подделать код нельзя, потому что он защищен. С кодами работают все, кто связан с оборотом маркированной продукции: производители, импортеры, перевозчики, дистрибьюторы, продавцы.
К 2024 году все товары будут маркированными, но пока что школьную мебель можно не маркировать. Зато у мебели есть отдельная маркировка, связанная с СанПиНами — санитарными правилами и нормами.
По закону любая мебель, которая находится в школе, должна отвечать нормам безопасности и комфорта. Параметры мебели соответствуют росту ребенка, чтобы учебный процесс не вредил осанке, зрению и не создавал других проблем со здоровьем.
Например, мебель должна соответствовать таким параметрам:
- блеск покрытия не больше 49%.
- рабочая поверхность легко очищается от загрязнений;
- парты для классов, где преподают естественные науки и ставят опыты, оснащены защитным слоем от химических веществ;
- мебель соответствует всем эпидемиологическим нормам;
- детали конструкции надежно зафиксированы, ребенок не может разобрать парту или стул;
- нет каких-либо неровностей на внешней поверхности;
- края закруглены, а отверстия труб из металла с диаметром более 7 мм закрыты или скрыты;
- загрязняющие детали спрятаны.
Также есть законодательные требования к цветовому оформлению мебели для детских образовательных учреждений:
- затемненные детали можно использовать в дизайне разных подставок под школьные пособия, а также книжных шкафчиков с наличием светлых элементов;
- запрещено красить парты в белый;
- рекомендовано выбирать холодную пастельную палитру для обивки или лакокрасочных работ.
Все эти требования должны быть прописаны в маркировке. Маркировочные отметки наносят на видимую сторону стульев и парт кругами с диаметром 1—3 см или цветными полосками. Наиболее удобные места для столов: боковая ножка, задняя поверхность, край, если крышка имеет достаточную ширину. На стулья отметки наносятся в области задней поверхности спинки или видимой верхней части металлического каркаса. Маркировать нужно симметрично по обеим сторонам любой мебели.
Эта маркировка не касается системы «Честный знак» и контроля над товарооборотом. Но так как все товары, включая школьную мебель, рано или поздно будут маркированными, подключить необходимое для работы с «Честным знаком» оборудование можно заранее, потому что оно может подорожать.
Особенности мебели, используемой в детских дошкольных учреждениях
Основное отличие детской мебели от взрослой – ее размер. Столы и стулья должны обладать необходимым функционалом, но, при этом, быть удобными для ребенка и соответствовать его росту и возрасту.
Важно, чтобы при работе ребенка за столом соблюдались следующие требования:
- ступни должны полностью находиться на полу, а не висеть в воздухе;
- передний край стула не должен примыкать к подколенным впадинам;
- спина должна касаться спинки стула в двух местах – нижней частью лопаток и поясницей;
- локти должны спокойно располагаться на столешнице под углом 90 градусов.
Перечисленные правила будут соблюдаться только в том случае, если размер мебели будет соответствовать росту ребенка. Производитель должен изготавливать столы и стулья определенных размеров и соответствующим образом их маркировать – это поможет детскому саду подобрать мебель, подходящую для детей определенной возрастной категории.
Санитарные нормы, касающиеся размещения растений
В школе подрастающее поколение проводит немало времени. Именно поэтому помещения, в которых обучаются дети, должны соответствовать ряду требований:
- На подоконниках не должны стоять комнатные растения. Дело в том, что они загораживают солнечный свет. Ведь детям необходимо хорошее освещение, чтобы они, не напрягая зрения, могли делать записи в тетрадь или читать учебники;
- Санитарные правила гласят, что растения обязаны находиться в переносных цветочницах. Также их можно пересадить в подвесные кашпо и повесить на межоконные простенки;
- Емкости для цветов не должны быть тяжелыми и наполнены большим количеством почвы. Ведь во время уборки класса ученики должны без особых усилий снять кашпо с цветами, чтобы протереть листья.
Требования к школьным столовым
Изменения, которые ввел новый СанПиН для школьных столовых в 2020:
- столовая должна быть оборудована отдельным местом для работы с овощами;
- должен быть участок приготовления горячей еды;
- организована заготовочная зона;
- отделен моечный сектор с разделом зон очистки наборов столовой и кухонной посуды;
- должна быть кладовая для хранения продуктов и отдельная комната для хранения скоропортящихся продуктов;
- в школе должен быть обеспечен свободный доступ к водоснабжению;
- организация школы должна решить вопрос организации режима питья: установить питьевые фонтанчики или обеспечить учащихся бутилированной водой. Если используются установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей, смена емкостей проводится не реже одного раза в две недели.
Как организовать место работы
Рассказываем, какие существуют нормы СанПина по физическим факторам на рабочих местах.
Чтобы правильно организовать место работы, нужно обратить внимание на температурный режим в офисе.
Нужно создать максимально удобное пространство. Например, в офисном помещении должна существовать зона, где работники перекусят или заварят чай.
Около каждого рабочего стола должна быть корзина для мусора.
Влияние мебели на развитие и психоэмоциональное состояние детей
Ключевое требование к мебели в детском саду — функциональность. Ребенок в дошкольном возрасте активно изучает окружающий мир. Творческая обстановка, яркие элементы приглашают к игре и самостоятельной деятельности, помогают развивать воображение и учиться социальному взаимодействию, побуждают мыслить. Удобная мебель — стулья, мягкие модули, столы с регулируемыми столешницами — обеспечивают должный комфорт во время занятий.
Не менее важна цветовая гамма. У детей быстрая эмоциональная реакция на внешние раздражители, поэтому мебель может использоваться как визуальный стимулятор. Цветовая схема зависит от предназначения помещения.
Теплые сочные оттенки красного, желтого, зеленого, оранжевого, синего стимулируют к активности. Мебель такого цвета подходит для раздевалки и игровой комнаты. Пастельные розовые и мятные тона, прохладные голубые, сиреневые успокаивают и используются в спальне.
Нормативные размеры
При изготовлении мебели в общеобразовательные учреждения обязательно соблюдение необходимых размеров. Государственные стандарты наглядно описывают, сколько занимаемой площади предусмотрено для каждого типа изделия, какой они должны быть высоты. Например:
- ГОСТ 5994-93. Парты – размеры по ростовой маркировке. Ширина откидной крышки (если есть) – 160-180 мм; двухместные оборудованы пространством 450 х 270 см под ранцы; поверхность сидения плоская или с центральным углублением не более 10 мм; углы стола и крышки парты скруглены в радиусе не менее 10-30 мм.
- ГОСТ 11016-93. Стулья – размеры по маркировке от 1 до 7 под средний рост школьников от 1,05 до 1,9 м с шагом в 15 см.
- ГОСТ 18314-93. Лабораторные столы: размеры по ростовой маркировке; допускаются двухместные с рабочей площадью 1300 мм и трехместные с площадью 1950 мм; высота бортика вдоль крышки – не более 60 мм; размещение лабораторных раковин – не ближе 240 мм от крышки стола.
- ГОСТ 19549-93. Чертежная мебель: размеры по ростовой маркировке; углы стола и крышки парты скруглены в радиусе не менее 10-30 мм; размещение съемных пюпитров – не ближе 350-400 мм со стороны крышки.
Соблюдение ростовых таблиц обязательно и зависит от возрастной категории учащихся. К примеру, маленькие парты и стулья недопустимы к использованию в старших классах.
Требования к партам в учебных заведениях и школах.
Данному вопросу посвящен раздел 5 СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением ГГСВ РФ от 29.12.10 №189.
В соответствии с п. 5.1 требований каждый ученик, посещающий общеобразовательную организацию, обеспечивается соответствующей мебелью.
Рабочее место оборудуется партой, столом и иными предметами в соответствии с ростом ребенка.
Тип мебели, которая обеспечивает комфортный образовательный процесс для школьника подбирается в зависимости от помещения, где проходят те или иные занятия.
Стоит заметить, что табурет или скамейка не может заменять стулья. Изделия должны соответствовать требованиям экологичности и эргономики.
Пунктом 5.3 СанПиН определено, что основным видом мебели в начальной школе являются парты, оснащенные регулятором наклона рабочей поверхности.
Последний предназначен для регулирования столешницы вовремя занятий по письму и чтению (рекомендованное значение 7-15°).
Размерные параметры и цвет парт в школе по СанПиН прямо зависит от роста учеников.
Сводная таблица представлена ниже:
Номер мебели (ГОСТ 11015-93) | Рост обучающихся, см | Высота столешницы (ГОСТ 11015-93), см | Как маркируется |
I | 100-115 | 46 | Оранжевый |
II | 115-130 | 52 | Фиолетовый |
III | 130-145 | 58 | Желтый |
IV | 145-160 | 64 | Красный |
V | 160-175 | 70 | Зеленый |
VI | > 175 | 76 | Голубой |
Передняя часть сиденья должна заходить за край столешницы на 40 мм у парт за 1-м номером, 5-6 см – II-III номеров, 70-80 мм у мебели за IV номером.
В зависимости от ростовых параметров высота стола от пола устанавливается на уровне 750 мм – при росте от 115-130 см; 850 мм — 130-145 см; 950 мм — 145-160 см.
Согласно п. 5.4 цветовая маркировка групп мебели осуществляется на видимой наружной поверхности в виде полос либо круга.
Столы расставляются в классах по номерам от меньшего к большему по отношению к доске.
Если ребенок имеет проблемы со слухом и (или) зрением, то его размещают в первых рядах.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Также учитывается предрасположенность ребенка к заболеваниям, вызванным сезонными вспышками ОРВИ, гриппа и т. д. Их рассаживают в центре помещения.
Во избежание различных нарушений осанки и проблем со зрением крайние ряды не менее 2-х раз в год меняются местами.
Расстояние между партами по СанПиНу в школе.
Вопрос рассматривается в п. 5.6 СанПиН.
Согласно документу оборудование учебных классов сопряжено с необходимостью соблюдения следующих расстояний:
Проход | Минимальное расстояние, мм |
Ряды из столов на двух детей | 600 |
Проход между наружной стеной и партами | 500 |
Проход от крайних столов до шкафов и внутренней стены | 500 |
Расстояние от мебели, расположенной позади до стены | 700 (1000, если стена внешняя) |
От первых парт до доски | 2400 |
От последних столов до доски | 8600 |
Новые здания школ должны проектироваться с учетом прямоугольной конфигурации классов и кабинетов.
При этом ученические места должны располагаться вдоль окон по левой стороне (естественное освещение).
Правила отделки лечебных кабинетов различной функциональности
- В напольном покрытии устраняют дефекты, в которых могут скапливаться грязь и пыль. Покрытие должны иметь плотное сцепление с основанием, выдерживать частые влажные уборки с использованием дезинфицирующих составов. Если в качестве напольного покрытия используется линолеум, то его края заводят под плотно закреплённые плинтуса. Швы между отдельными листами пропаивают. (п.4.3)
- Потолки окрашивают красками, стойкими к воздействию влаги, например, водно-дисперсионными. Допускается применение подвесных потолочных конструкций – герметичных и с гладкой поверхностью
- Вся мебель в лечебных помещениях выполняется гладкой, допускающей уход с применением дезинфицирующих составов. Мебель должна выдерживать воздействие медикаментозных средств
- Стены, на которых установлены раковины, на высоту 1,6 м и на ширину более 0,2 м в сторону от оборудования отделывают глазурованной плиткой или другими материалами, устойчивыми к воздействию воды. (п.4.6.)
- В помещениях с повышенным уровнем влажности и в «грязных» помещениях стены по требованиям п.4.5 СанПиНа облицовывают керамической плиткой с гладкой поверхностью или другими водонепроницаемыми материалами на всю высоту помещения.
Помимо уборки с применением обеззараживающих средств, дезинфекция в помещениях производится с помощью ультрафиолетовых бактерицидных излучателей. Периодичность и режимы работы такого оборудования определяются инструкциями к нему.